- Уходи, я тебе больше не люблю!
- Сейчас как закричу на тебя!
Совсем еще недавно ласковый и добрый малыш превратился в маленького тирана, который все делает наоборот, не слушается и провоцирует семейные конфликты. Что же происходит с вашим ребенком?
Просто ваш ребенок столкнулся с первым кризисом в своей жизни -
кризисом трехлетнего возраста.
Давайте разберемся, где кроются причины этого кризиса.
Все дело в том, что ребенок до трех лет полностью зависим от мамы и взрослых, ведь именно при их помощи он удовлетворяет свои потребности и познает мир. Однако, по мере развития, роль взрослых-посредников все больше и больше отходит на второй план ввиду того, что все больше действий может быть осуществлено ребенком самостоятельно. Он уже может планировать свои действия и предвидеть результат, а также оценку взрослого. Формируется личность ребенка, возникает феномен «Я». Ребенок уже не говорит: «Даурен хороший», он говорит «Я хороший», понимая, что он является отдельной личностью.
Самосознание малыша в этот период весьма ярко окрашено: он на самом деле считает себя самым умным, красивым и хорошим.
Однако, в силу возрастных особенностей возникает противоречие: ребенок осознает себя отдельной личностью, однако не может обойтись без родительской опеки. Малыш не может осознать это противоречие - ведь с одной стороны, он слишком уверен в своих силах, а с другой стороны он знает, что без помощи взрослого ему не обойтись. И ребенок начинает нервничать - еще бы, ведь он такой большой и взрослый для взрослых по-прежнему маленький. Именно это вопиющее несправедливое обращение с ним заставляет ребенка бунтовать и сопротивляться.
Как распознать основные симптомы кризиса трехлетнего возраста?
Психологи давно уже определили так называемое
«семизвездие» - перечень признаков кризиса трех лет:
1. Негативизм - стремление ребенка делать все наоборот тому, что ему говорят. Ребенок может быть голоден или хотеть пить, однако он будет отказываться только потому, что ему предлагает помощь взрослый. Следует отличать негативизм от обычного непослушания - ведь он не слушается не потому, что ему не нужна ваша помощь, а потому что он не может поступить иначе. Отказываясь от вашего предложения или просьбы, он «защищает» свое «Я».
2. Упрямство Имея свою собственную точку зрения ребенок будет отстаивать ее до последнего. Так ли он желает отстаивать ее? Скорее всего он давно уже расхотел, но малышу необходимо осознание, что с его мнением считаются.
3. Строптивость, в отличие от негативизма, это общий протест против привычного образа жизни, норм воспитания. Ребенок, как правило протестует не против родителей, а против норм, существующих в семье.
4. Своеволие Маленький «взрослый» будет делать только то, что решил сам. Самостоятельность - есть суть гипертрофированная самостоятельность, неадекватная его возможностям. Данное поведение является одной из ключевых причин ссор и конфликтов.
5. Обесценивание Обесценивается все то, что раньше было интересно, привычно, дорого. Ребенок может порвать любимую книжку, сломать игрушку, сказать, что не любит бабушку. Обесценивание - попытка самостоятельного познания мира, аутентичная попытка дать оценку окружающим предметам и процессам.
6. Протест-бунт Лучше всего это состояние можно охарактеризовать словами известного психолога Л.С. Выготского: «Ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними».
7. Деспотизм
Что делать?
Итак, для начала, поддерживайте высокое мнение малыша о себе. Почему? Потому что именно в этом возрасте ребенок впервые осознает себя как отдельную личность, которая имеет свои предпочтения и вкусы и вправе сама выбирать, что любить, а что - нет.
"Я - сам!" - этими словами малыш заявляет о рождении своей личности, и эта личность желает самостоятельно управлять своей жизнью. К этому новому "Я", советуют детские психологи, необходимо относится бережно и уважительно, потому как эта новорожденная личность переживает тяжелый период не только для родителей, но и, главным образом, для себя. Нужно только уважительно относится к личности ребенка, дать ему понять, что вы цените и уважаете его мнение, интересы.
Постарайтесь дать малышу свободу выбора:
"Что ты хочешь на обед: Геркулес или манную кашу?Пусть ребенок сам принимает простые решения, а при принятии более сложных направляйте его и помогайте ему.
В этом возрасте бесполезно заставлять ребенка что-либо делать, а гораздо проще попросить его о помощи, например, попросите его помочь вам собрать игрушки.
Позвольте ребенку самостоятельно делать то, что он умеет делать: не кормите его с ложечки, не раздевайте или не одевайте его. Необходимо быть терпеливой, так как теперь ребенок делает некоторые вещи сам и, естественно, он делает эти вещи гораздо медленнее без помощи взрослых.
Не "разжевывайте" малышу что-то подолгу, его это будет раздражать. Коротко и четко скажите что Вам нужно и сразу приступайте к действию вместе с ним.
Попробуйте использовать обратные просьбы, если Вам на все говорят "Нет!". Например, если вы хотите чтоб он скушал овощи, скажите
"Сегодня я тебе не дам ни морковки, ни огурцов!".
Создавайте положительные перспективы:
"Докушаешь кашку и пойдешь смотреть мультик".
Вашему малышу очень сложно выражать свои эмоции и чувства. Не давите на него:
"Что не так? Чем ты так расстроен?", а то он и впрямь расстроится, потому что мама так говорит. Лучше спокойно перечислите спектр эмоций: "Ты сердишься? Боишься что наругают? Тебе больно? Ты устал?". Возможно он снова зарыдает, но это будут успокаивающие слезы.
Общие рекомендации для преодоления кризиса трехлетнего возраста:
Самая общая рекомендация: держите дистанцию. Это период когда ребенок осмысливает себя отдельно от окружающих, не мешайте ему в этом. Эта рекомендация является общей панацеей для всего «семизвездия» симптомов. Необходимо понять, что процесс взросления процесс постоянный, и надо научиться относиться к ребенку с таким же уважением, с каким вы относитесь ко взрослым.
В этот период времени просто не нужно забывать, что это истошно кричащее, истеричное создание - ваше обожаемое чадо. Нужно просто дать ему отдалиться и через некоторое время оно вернется к вам любящим и послушным.